Игорь Б., 1 года 3 месяцев, поступил в больницу на 8-й день болезни в тяжелом состоянии с диагнозом брюшного тифа. Анамнестические данные выяснить не удалось, так как ребенок воспитывался в детском доме.
Ребенок страдает гипотрофией II степени с проявлениями рахита II степени затихающей стадии. Данное заболевание началось остро: повысилась температура до 39°, появилась головная боль, общая вялость, анорексия, жидкий стул без слизи и крови.
Температура держалась на высоких цифрах до 10-го дня болезни, затем постепенно снизилась к 18-мy дню до нормы. В течении болезни отмечалась общая вялость, адинамия, сглаженность носогубных складок, снижение брюшных рефлексов, клонус стоп. Кожные покровы очень бледные, сухие, с наличием гиперестезии. Розеолезной сыпи не было.
Со стороны желудочно-кишечного тракта наблюдался сухой обложенный язык с первых дней болезни до падения температуры. Понижение саливации, сухие губы, плохой аппетит отмечались на протяжении 2 недель.
Вздутие кишечника и урчание сочетались с болезненностью в правой подвздошной области. Стул жидкий, кашицеобразного характера, без слизи и крови с первых дней до 3-й недели болезни, затем стул нормализовался.
Клиническая картина брюшного тифа подтверждалась высоким титром агглютинации реакции Видаля — 1:800 на 8-й день болезни, в последующие недели титр оставался таким же высоким. Больной был выписан на 47-й день болезни.
Диагноз: брюшной тиф, атипичная (без розеол) тяжелая форма без осложнений.
У данного больного на первый план выступали явления выраженной интоксикации, характерный сухой язык, понижение саливации, метеоризм и диспепсические расстройства.
«Брюшной тиф у детей», Н.В.Дмитриева