Ирина Г., 4 лет, поступила в больницу на 12-й день болезни с диагнозом скарлатины, была в контакте по ветряной оспе и помещена в мельцеровский бокс. Состояние девочки при поступлении нетяжелое, температура нормальная, без видимых признаков скарлатины, но анамнестические данные о болезни подтвердили, что девочка действительно болела скарлатиной.
На 8-й день пребывания в больнице у больной температура повысилась до 38°, появились головная боль, боли в животе, печень увеличилась на 3 см. На следующий день появился жидкий, колитного характера стул, 2 раза за сутки.
В следующие дни температура держалась на высоких цифрах (39,5 — 40,3°), усилились, симптомы интоксикации; стул жидкий, 1 — 2 раза в сутки. Общее состояние становилось тяжелым, боли в животе усилились, особенно в правой подвздошной области, живот был вздут, мягкий, слегка болезненный, аппетит отсутствует. Появилась рвота, менингеальных симптомов нет.
Врачи заподозрили «острый живот» — предполагали аппендицит или частичную инвагинацию. Вызванный для консультации хирург симптомов острого живота не нашел и отверг эти предположения.
Через 18 дней общее состояние больной очень тяжелое, она сильно похудела, кожные покровы сухие, очень бледные. Язык сухой, резко обложен, в трещинах; губы сухие, запекшиеся; частая рвота и частый слизисто-зеленый стул.
В легких — явления мелкоочаговой двусторонней пневмонии; тоны сердца глухие, пульс мягкий, частый.
Живот менее вздут, чувствительный при пальпации, печень выступает на 2 — 3 см, плотноватая, слегка болезненная. Больная в бессознательном состоянии, мечется. Пульс становится едва ощутим, появляется цианоз видимых слизистых и кожи. Температура 39,7°.
Состояние стало угрожающим, больная умерла.
Клинический диагноз: скарлатина. Правосторонняя нижнедолевая пневмония. Сепсис, септический колит.
При вскрытии обнаружено мозговидное набухание пейеровых бляшек, резкая гиперплазия мезентериальных желез и солитарных фолликулов кишечника без язвенного поражения этого аппарата.
Гиперплазия фолликулов селезенки, жировая дегенерация печени, паренхиматозная дегенерация миокарда и почек, полнокровие и отек мягких мозговых оболочек. Брюшина гладкая, блестящая, влажная. Со стороны легких застойные явления и мелкоочаговая бронхопневмония.
Патологоанатомический диагноз: брюшной тиф в стадии мозговидного набухания лимфатического аппарата кишечника.
Пейерова бляшка (малое увеличение)
Мозговидное набухание; среди лимфоидных элементов—скопления тифозных клеток.
Лимфатические узлы брыжейки (малое увеличение)
Среди лимфоидных элементов — скопления тифозных клеток;
полнокровие, мелкоточечные кровоизлияния.
Печень (малое увеличение)
Лимфоидная инфильтрация и начинающееся ожирение печени.
Селезенка (малое увеличение)
Гиперплазия пульпы селезенки.
В данном случае девочка, больная скарлатиной, поступила в больницу на 12-й день скарлатины и в инкубационном периоде брюшного тифа.
Брюшной тиф был распознан врачами, хотя симптомы в раннем периоду болезни и в последующие дни были довольно характерными: температурная реакция, сильно обложенный сухой язык, понижение саливации, раннее увеличение печени и вздутие живота, болезненность в правой подвздошной области, нечастый, но жидкий колитного характера стул и нарастание интоксикации.
Такую симптоматику мы наблюдали у многих больных детей. Но в данном случае настороженности в отношении возможности заболевания ребенка брюшным тифом у врачей не было, вспомогательные методы диагностики (гемокультура и реакция агглютинации) не были использованы.
Клинические и патолого-гистологические данные это го случая убедительно доказывают универсальность поражения органов и систем и разнообразную симптоматику при брюшном тифе, связанную с наличием бактернемии и рефлекторных воздействий с очагов поражения.
Кроме того, выявляется особенность течения брюшного тифа в зависимости от возраста: несмотря на тяжелую форму данного заболевания глубоких язвенных изменений в тонком кишечнике не обнаружено. Ответная реакция организма на инфекцию была общей, в резко выраженной форме, с многообразными симптомами со стороны центральной нервной системы.
«Брюшной тиф у детей», Н.В.Дмитриева