По литературным данным (П. С. Соснова и Р. С. Шкловская, 1939; М. В. Дейч, 1940), подобные формы брюшного тифа характеризуются как менингоэнцефалитические, а брюшнотифозные менингоэнцефалиты являются результатом интоксикационного воздействия на центральную нервную систему.
Этиология токсических энцефалопатий спорная. Некоторые авторы (Буль, 1942) указывают на влияние эндотоксинов брюшного тифа, вызывающих дегенеративные изменения в нервной ткани. Штолкинд (Stolkind, 1935) вносит в эту гипотезу поправку, указывая, что энцефалитические проявления зависят не только от специфических свойств возбудителя, но и от состояния центральной нервной системы перед заболеванием.
Роллестон (Rolleston, 1935) наблюдал при тифах у детей снижение абдоминальных рефлексов и потерю сознания в ранние периоды болезни; в период реконвалесценции у части детей возникали психозы по типу острого делирия, галлюцинаций или депрессий. В единичных случаях возникали как осложнения серозные и гнойные менингиты.
Со стороны спинального отдела мозга имели место параличи ганглиев, поперечный миелит. Церебральные явления у некоторых больных проявлялись в форме гемиплегий с афазией или без нее.
Таким образом, как показывают литературные данные и наши наблюдения, изменения со стороны центральной нервной системы при брюшном тифе у детей весьма разнообразны и имеют очерченную динамику.
Их клинические проявления находятся в прямой зависимости от степени интоксикации, возраста ребенка, его предшествующего состояния и факторов внешней среды.
«Брюшной тиф у детей», Н.В.Дмитриева