Механизм терапевтического действия гистаглобулина остается недостаточно изученным. J. Parrot полагал, что взаимодействие гистамина с γ-глобулином в молекуле гистаглобулина создает предпосылки для образования антигена, при введении которого в организме человека образуются антитела, нейтрализующие действие гистамина.
Т. С. Соколова (1968), Г. М. Чистяков (1977) обнаружили у детей, получавших гистаглобулин, повышение содержания ингибиторов гистамина и снижение его концентрации.
Высказывается также предположение, что введение малых доз гистамина в составе гистаглобулина стимулирует выработку гистаминазы, инактивирующей гистамин, а также способствует мобилизации и увеличению синтеза альбуминов сыворотки крови, участвующих в связывании биологически активных веществ, образующихся в организме после воздействия комплекса антиген — антитело.
Не исключается возможность реализации терапевтического воздействия гистаглобулина через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую и симпатико-адреналовую системы. Наши наблюдения над 168 детьми, получавшими гистаглобулин, и данные литературы [Искаков Т. К., 1966; Бойко А. Н. и др., 1968; Соколова Т. С, 1968; Мизерницкая О. Н., 1973; Тюрин Н. А., 1974; Безруков Л. А. и др., 1977; Чистяков Г. М., 1977; Gelfand et al., 1963; Getlik A., 1965, и др.] свидетельствуют об эффективности этого препарата в лечении бронхиальной астмы у детей.
«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин