Профилактическое действие кетотифена было выше у больных с неинфекционно-аллергической (атопической) бронхиальной астмой в отличие от инфекционно-аллергической формы. Терапевтический эффект при применении кетотифена обычно проявляется через — 2 нед от начала лечения, достигая максимума на 4 — 10-й неделе лечения, при этом превентивное действие кетотифена быстрее наступает при атопической форме бронхиальной астмы.
В случаях гормонозависимой бронхиальной астмы кетотифен позволяет уменьшить дозу глюкокортикоидов, а в ряде случаев добиться их отмены. У детей с пыльцевой бронхиальной астмой кетотифен значительно уменьшает выраженность бронхоспазма и риноконъюнктивального синдрома в период цветения растений, давая возможность сократить дозы бронхоспазмолитических и других симптоматических средств, используемых в лечении поллинозов.
Важным моментом в терапевтическом воздействии кетотифена является его способность вызывать у многих детей обратное развитие нередко сопутствующих бронхиальной астме кожных проявлений аллергии. При этом он наиболее эффективен в случаях аллергических дерматозов с выраженным экссудативным компонентом (экзема, рецидивирующий отек Квинке и крапивница). Под влиянием кетотифена улучшаются показатели функции внешнего дыхания, обнаруживается тенденция к нормализации содержания в плазме крови простагландинов классов F2a и Е, а также концентрации цАМФ [Баканов М. И., 1982; Матус Н. И., 1982], что подтверждает участие их в реализации терапевтического действия кетотифена. Кетотифен хорошо переносится.
Лишь у некоторых детей наблюдается легкий седативный эффект, который обычно заметен в начале лечения и исчезает через 5 — 7 дней при дальнейшем применении препарата. У отдельных детей на фоне терапии кетотифеном отмечается тенденция к увеличению массы тела и иногда может быть небольшое снижение артериального давления.
Другим направлением в лечении бронхиальной астмы является использование терапевтических средств, направленных на возможное выключение медиаторов аллергического воспаления из патологического процесса. В этом направлении наиболее широко используются лекарственные соединения антигистаминовой направленности. В 1958 г. J. Parrot, исходя из обнаруженной им у γ-глобулинов способности связывать гистамин, предложил для лечения аллергических заболеваний гистаглобулин, представляющий собой комбинацию гистамина и γ-глобулина человеческой крови. Последующее использование препарата подтвердило его эффективность в лечении больных с аллергической патологией.
«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин