Поскольку снижение дозы глюкокортикоидов сопровождается повышением содержания гистамина в крови и тканях, на этом этапе лечения показаны антигистаминные препараты.
Одновременно следует проводить терапию, направленную на активацию синтеза глюкокортикоидов. С этой целью могут быть использованы витамины В5, В6, АТФ, этимизол.
Усиление синтеза глюкокортикоидов наблюдается и при включении в комплекс терапевтических мероприятий индуктотермии на область надпочечников [Годович А. М., 1969].
Умеренное стимулирующее влияние на кору надпочечников оказывает и глицирам. Клинические наблюдения свидетельствуют о возможности использования интала для предотвращения синдрома отмены. Интал по своему строению относится к производным келлина.
Характерной чертой его терапевтического действия является способность блокировать выделение медиаторов аллергии немедленного типа клетками-мишенями. Интал затрудняет проникновение Са2+ в эти клетки и тем самым тормозит процесс высвобождения гистамина.
Полагают, что регулирующее влияние интала на мембранную проницаемость клеток-мишеней осуществляется через угнетение активности фосфодиэстеразы, в результате чего происходящее накопление цАМФ приводит к подавлению транспорта кальция через клеточную мембрану и предотвращает выход медиаторов [Altonyan R. Е., 1975]. При этом не исключается, что интал может тормозить процесс перехода Са2+ в миофибриллы гладкой мускулатуры бронхов.
Для предотвращения синдрома отмены при лечении глюкокортикоидами интал назначают после выведения ребенка из астматического состояния и дают на протяжении всего периода снижения дозы преднизолона и в последующие 3 — 4 нед после отмены препарата. В зависимости от тяжести состояния интал назначают по 0,02 г 3 — 4 раза в день через специальный ингалятор — спинхалер.
Согласно нашим наблюдениям, интал позволяет избежать синдрома отмены преимущественно у детей с неинфекционно-аллергической и смешанной формой бронхиальной астмы, тогда как при инфекционно-аллергической бронхиальной астме этого достичь не всегда удается.
«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин