В классификации А. Д. Адо и П. К. Булатова сочетание воспалительного процесса в органах дыхания или вазомоторных расстройств слизистой оболочки дыхательного тракта с различными проявлениями аллергии и симптомами бронхоспазма, но без выраженных приступов астматического удушья выделяется в стадию предастмы. Г. Б. Федосеев и соавт. (1981) рассматривают предастму как угрозу возникновения бронхиальной астмы.
Трансформации указанных выше воспалительных заболеваний дыхательного тракта в бронхиальную астму способствуют сопутствующие аллергические реакции со стороны других органов. Так, у 45% детей в различные сроки до начала заболевания бронхиальной астмой обнаруживались кожные проявления аллергии (экзема, нейродермит, рецидивирующий отек Квинке, крапивница, полиморфная зудящая сыпь), обусловленные пищевой и лекарственной сенсибилизацией.
Помимо признаков, характерных для указанных заболеваний (обструктивного и рецидивирующего бронхита, разных форм риносинуита), ведущим в клинической картине предастмы является сухой или со скудной мокротой приступообразный кашель, особенно беспокоящий больных по ночам. У таких детей при функциональном исследовании внешнего дыхания находят нарушение бронхиальной проходимости по обструктивному типу, которое удается снять бронхоспазмолитиками.
Для неинфекционно-аллергической формы предастмы характерны аллергические риносинуиты и бронхиты, протекающие на фоне клинических признаков атонии, доказуемых обнаружением высоких уровней IgE и выявлением сенсибилизации к неинфекционным аллергенам при аллергологическом обследовании.
В случаях инфекционно-аллергической формы предастмы признаки атопии выявляются редко, обнаруживаемые риниты, синуиты и воспалительный процесс в бронхиальном дереве имеют черты, свойственные инфекционно-аллергическому воспалительному процессу. Следует отметить, что при своевременном распознавании предастмы и целенаправленной этиопатогенетической терапии возможно избежать перехода предастмы в бронхиальную астму.
«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин