Наиболее частой локализацией поражения была шейка бедра (у 8 больных), кости таза (у 5), с поражением дистального метафиза бедренной и диафиза лучевой костей было по одному больному.
Как правило, больные рано обращались к врачу (в среднем через 3 — 4 месяца), но клиническая картина при этом не была выраженной. Обычно ребенок начинал прихрамывать, щадить ногу, жаловаться на нерезкую болезненность при нагрузке и движениях.
При осмотре у половины больных отмечались отечность мягких тканей области поражения, ограничение крайних движений в ближайшем суставе. Лишь у одного больного была локальная болезненность при пальпации. Атрофия мышц, повышение местной температуры у всех больных отсутствовали. Скудным клиническим симптомам не соответствовали размеры очага деструкции, который у преобладающего большинства больных был диаметром больше 2 — 3 см.
Четкие фестончатые контуры, иногда склерозированные, и «камерное» строение очага с единичными перегородками были характерными для всех больных. Помимо этого, у 4 больных очаг деструкции сопровождался вздутием и истончением кортикального слоя, у 3 больных — периостальной реакцией.
Очень ценным и постоянным дифференциально-диагностическим признаком, который позволил нам у 12 неоперированных больных поставить диагноз эозинофильной гранулемы, является положительная динамика с самопроизвольным восстановлением структуры в очаге поражения. Это «самоизлечение» наступало в различные сроки — от 4 месяцев до 2,5 лет. У детей младшего возраста очаг ликвидировали в более короткие сроки.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков