Вера К., 14 лет, поступила в клинику детской костной патологии ЦИТО 23/VI1I 1967 г. с жалобами на постоянные боли в верхней трети левой голени. Больна с 1961 г., когда впервые появились боли в левой ноге, усиливающиеся после ходьбы, занятий физкультурой. По месту жительства диагностирована остеохондропатия бугристости левой большеберцовой кости.
Назначенное консервативное лечение дало временное улучшение. По поводу усиливающихся болей девочку обследовали на ревматизм, туберкулез. С июня 1966 г. по июль 1967 г. находилась в костнотуберкулезном санатории, проводились иммобилизация, специфическое лечение, которые были безуспешными.
При поступлении в ЦИТО отмечалась атрофия мышц левого бедра на 1 см и голени на 1 см. Окружность верхней трети левой голени больше правой на 1 см. По передневнутренней поверхности верхней трети левой голени плотная, болезненная при пальпации припухлость.
Повышена местная температура. Цвет кожи нормальный. На рентгеновском снимке в проксимальном отделе большеберцовой кости большой очаг разрежения (4X3 см) с гладкими ровными контурами, не содержащий секвестров. Вокруг очага выраженный склероз.
Анализ крови: л. 5600, лимф. 35%, мон. 8%, РОЭ 24 мм в час. Биохимические показатели крови без отклонений от нормы. Анализ мочи нормальный. 12/IX 1967 г. под общим обезболиванием произведена краевая резекция с удалением очага, замещением полости гомотрансплантатами в виде тугой тампонады щебенкой и стружкой с введением 200 000 ЕД сухого пенициллина в костную рану.
В послеоперационном периоде в течение 7 дней получала инъекции стрептомицина и пенициллина 2 раза в сутки. Рана зажила первичным натяжением, гипсовая лонгета снята через 2 месяца.
Гистологическое исследование — хронический воспалительный процесс. При посеве получен рост золотистого стафилококка. Осмотрена через 1,5 года. Здорова, жалоб не предъявляет. На рентгеновском снимке явления перестройки гомотрансплантатов.
Изолированный абсцесс большеберцовой кости
Изолированный абсцесс большеберцовой кости у девочки 14 лет: до лечения, результат после резекции и гомопластики и результат через 1,5 года.
Сравнение результатов лечения изолированного абсцесса кости с помощью консервативных методов, пункции с последующим введением антибиотиков и хирургического лечения показывает, что более целесообразен оперативный метод. Многие наши больные в течение 3 — 4 лет безуспешно лечили абсцесс иммобилизацией с антибиотиками, кстати не подобранными по чувствительности к определенной флоре.
Лечение пункцией дает возможность выяснить характер флоры и ввести одновременно антибиотики широкого спектра действия, а по получении результата посева начать антибиотикотерапию с учетом чувствительности флоры. Но и эта методика, хотя и довольно эффективная (из 12 детей 9 выздоровели), нередко затягивает лечение.
Нам представляется целесообразным после проведения консервативного лечения в случае его малой эффективности раньше переходить к оперативному удалению абсцесса, такое вмешательство под прикрытием подобранных антибиотиков быстро избавляет больного от страдания. Итак, прогноз для жизни при изолированном абсцессе кости, при вяло текущих остеомиелитах типа кортиколита благоприятный.
При неправильной и несвоевременной диагностике и при выборе нерационального метода лечения на многие месяцы и годы затягивается период лечения с потерей ребенком многих дней занятий в школе. Нелеченные костные абсцессы чреваты распространением процесса на другие кости и могут вести к инвалидности.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков