Лечение остеогенных сарком представляет собой одну из наиболее трудных проблем костной онкологии. Подчеркивая малую эффективность лечения этого страдания, некоторые авторы (С. А. Рейнберг, 1960) прямо отмечают, что если имеется случай выздоровления при остеогенной саркоме в любом возрасте, то следует считать, что здесь была допущена диагностическая ошибка.
Dargeon (1960) пишет: «Возможности вылечить остеогенную саркому у детей маловероятны». Тяжесть этой пока не разрешенной проблемы в детском возрасте усугубляется особенно быстрым течением заболевания и моральной тяжестью проведения радикальных оперативных вмешательств, с детства обрекающих больных на тяжелую инвалидность.
Первое обстоятельство затрудняет раннюю или хотя бы своевременную диагностику заболевания, когда еще можно помочь больному, второе оттягивает срок начала лечения. В первом периоде заболевания, когда имеется надежда на излечение и нет явных угрожающих симптомов болезни, родители не дают согласия на тяжелую операцию, ища помощи в других медицинских учреждениях и надеясь на менее радикальные средства излечения.
Подобная задержка по существу приводит к ипкурабельности. Лишь при ранней диагностике возможно лечение остеогенных сарком у детей. Рассматривая наши наблюдения за 1955 — 1965 гг. с точки зрения стадий заболевания, изложенных выше, можно отметить, что, к сожалению, большая часть больных обратилась в клинику за помощью в III стадии, когда надежды на выздоровление крайне сомнительны.
Из 40 больных в этой стадии 16 оперированы (ампутации). Большинство из них умерли. Остальные больные были явно инкурабельны, с наличием метастазов. В I стадии заболевания поступило только 5 больных. Так как все они не имели «больших» жалоб, родители ни в одном случае не дали согласия па ампутацию. Резекция привела к рецидивам, которые закончились ампутацией и появлением метастазов.
У 24 больных была II стадия болезни. Судьба этих больных сложилась по-разному. Из-за отсутствия длительных и резких симптомов болезни родители 14 больных отказались от предложенной ампутации, к резекции же показаний не было. Десять из этих больных были направлены на рентгенотерапию, не давшую лечебного эффекта, 4 детей не получили никакого лечения и сведения о них отсутствуют.
У 10 больных произведена ампутация конечностей: 4 больных умерли через 14 — 16 месяцев от начала заболевания, у 2 больных возникли метастазы, 4 больных здоровы, но сроки после операции ампутации различны: 16 лет, 10 лет и 4 года.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков