Наташа П., 7 лет, получила удар коньком. Через месяц диагностирован травматический периостит, а через 2 месяца — саркома большеберцовой кости. У Владислава Л., 11 лет, через неделю после удара сапогом появилась припухлость, расцененная месяц спустя (после биопсии) как опухоль. Роль травмы в возникновении опухолей скелета нами рассмотрена в первой части книги.
Эти данные позволяют считать травму фактором, могущим способствовать активизации опухолевого роста и диссеминации при наличии в скелете опухолевых клеток, готовых к автономному росту.
Лабораторные исследования, являющиеся необходимой частью клинической диагностики при остеогенных саркомах, могут иметь значение для установления диагноза в условиях комплексного исследования. Общие изменения крови заключаются в лейкоцитозе и ускорении РОЭ, однако эти признаки запущенной опухоли и хронической интоксикации наблюдаются главным образом у маленьких детей. Из 71 больного, у которого были изучены анализы крови, лишь у 1/3 имелось повышение этих показателей вдвое по сравнению с нормой.
Анемия имела место лишь в последнем периоде болезни, намного позже появления метастазов. В ранние сроки общие гематологические показатели не могут служить дифференциально-диагностическими симптомами. В этом отношении представляют интерес определение в крови уровня сиаловых кислот, резко увеличивающегося при остеогенной саркоме, и наблюдения над активностью щелочной фосфатазы сыворотки крови. Изучение фосфорно-кальциевого обмена при остеогенных саркомах проведено нами у 55 детей до операции, а у ряда больных после нее.
Количественное соотношение фосфора и кальция в моче и крови заметно не отклонялось от нормы. На относительность данных об активности щелочной фосфатазы обращалось внимание выше. Несмотря на увеличение активности фермента у большинства больных, у 4 из них фосфатаза была на низком уровне — 2,5 ед. (она проверялась дважды, несмотря на явное саркоматозное поражение, в одном случае диагноз подтвержден на аутопсии).
Средние цифры активности содержания фосфатазы при остеогенной саркоме у наших больных составили 16 ед. при норме 2 — 5 ед. у взрослых и до 10 ед. у детей. Максимальное повышение активности фермента наблюдалось у одной нашей больной.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков