Очаги в тазе с целью предупреждения стерилизации выгоднее удалить оперативно, как бы ни был сложен подход к месту поражения. Такой четкий вывод сделан нами в настоящее время. На этапах же проведения работы были использованы разнообразные методы, которые мы излагаем ниже. Среди наблюдавшихся больных с одиночной и множественной формами костного эозинофилеза оперативное лечение проведено у 41 ребенка. Большинство операций (30) состояло в тщательном выскабливании очага поражения.
Резекция пораженной кости применена у 15 больных с остро протекавшим литическим процессом, принятым в 3 случаях по биопсии за остеобластокластому. Возникшие дефекты в скелете замещены аутокостью в виде тугой тампонады стружкой или тонкими мелкими трансплантатами в 2 случаях, гомокостью — в 13 случаях. При мелких краевых дефектах, занимавших меньше Уз поперечника длинной трубчатой кости или меньше 1,5 см в диаметре на черепе либо в крыле подвздошной кости, в образовавшуюся костную полость засыпали антибиотики (100 000 ЕД пенициллина и 250 000 ЕД стрептомицина) и костную пластику не производили.
При дефектах большего размера на длинной трубчатой кости применяли гомопластику по разработанной нами методике «вязанки хвороста». При дефектах меньшего размера, в том числе в плоских костях, хорошее лечебное действие наблюдалось после применения тугой тампонады гомостружкой. Рыхлая тампонада менее эффективна, так как образующиеся после операции пустоты длительно не замещаются новообразованной костью, создавая впечатление ложного рецидива, ослабляя кость и удлиняя срок иммобилизации. То же наблюдается, когда слишком переоценены регенеративные способности кости ребенка и крупный дефект ничем не заполнен.
При средних и больших дефектах в плоских костях (диаметром 2 см и более) целесообразно после экстирпации очага заполнить его целой гомопластинкой. Особенно это рекомендуется при дефектах черепа. После оперативного удаления очагов рецидивов не отмечалось. Семи детям до обращения к нам проведена рентгенотерапия. Трое из них оперированы вследствие наступившего рецидива и появления крупных очагов в новых местах. У 4 детей (у 3 мальчиков с поражением подвздошной кости и у одной девочки с поражением лобковой кости) очаг перестал распространяться и началось медленное его склерозирование. Наблюдение проводится в течение 3 лет, пока не отмечается каких-либо осложнений.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков