Макроскопически очаг эозинофильной гранулемы представлен мягкой, без мелких костных включений кровоточащей тканью буро-красного цвета. Ткань легко отделяется от окружающей плотной кости при выскабливании. В отдельных случаях могут быть желтоватые скопления ксантоматозного характера.
При гистологическом исследовании выявляется довольно однородная картина с отсутствием клеточного и ядерного атипизма и митозов. Основу очага составляют обширные поля ретикулярных клеток. Среди них могут встречаться двух- и многоядерные гигантские клетки. Наблюдаются очаговые скопления эозинофильных лейкоцитов, которые собраны группами и инфильтрируют ретикулярную ткань, придавая ей характерный вид.
В очаге могут быть и обычные лейкоциты, плазматические клетки, гистиоциты и лимфоциты. Обнаруживаются отдельные липоидосодержащие (чаще нейтральный жир, реже холестерин) ксантомные — пенистые клетки.
В очагах некроза много кристаллов Шарко — Лейдена, имеются многочисленные сосуды с нерезко утолщенными стенками: и кровоизлияниями. Можно встретить крупные фагоцитарные клетки с начиненной обломками ядер и гемосидерином протоплазмой.
Гистологическая картина солитарного очага костного эозинофилеза
Скопление эозинофильных лейкоцитов, расположенных
среди ретикулярных клеток (Х 160).
Гистологическая картина солитарного очага костного эозинофилеза
Эозинофильные лейкоциты с зернистой цитоплазмой
под большим увеличением (X 250).
Пенистые клетки и ксантомные клетки
Пенистые клетки и ксантомные клетки, содержащие холестерин,
при ксантоматозной форме костного эозинофилеза (X 125).
Гигантские клетки могут быть неправильно истолкованы, а образование принято за гигантоклеточную опухоль. Именно эту ошибку допустил Pines (1933), описавший эозинофильную гранулему как «гигантоклеточную саркому». На границе очага поражения с окружающей и разрушенной костью среди волокнистой соединительной ткани попадаются новообразованные костные балочки, окруженные остеобластами, и мелкие секвестры с наличием остеокластов и явлениями лакунарного рассасывания кости.
После обнаружения скоплений однородных эозинофилов гистологический диагноз несложен. Трудности представляет различение солитарной и множественной форм костного эозинофилеза с ксантоматозной формой заболевания. При костном ксантоматозе строму очага образует та же ретикулярная ткань, но ксантомные клетки составляют целые очаги. Липофаги находятся в стадии активного фагоцитоза, т. е. имеется не качественная, а лишь количественная разница в строении очагов.
Именно этим можно объяснить трудность гистологической дифференциальной диагностики эозипофилезов кости.
«Несмотря на то, что описанная картина очень характерна для эозинофильной гранулемы — отмечала Т. П. Виноградова (1964), — патологоанатом может поставить этот диагноз лишь с учетом клинических и рентгенологических данных, так как подобные изменения могут быть при болезни Ханда — Христиана — Шюллера, а также в некоторых случаях при болезни Леттерера — Зиве».
«Болезни костей у детей», М.В.Волков