По мнению Б. Братанова (1965) (София), хронические температурные состояния у детей и подростков нередко бывают обусловлены вяло и скрыто протекающими инфекционно-токсическими и иммуноаллергическими процессами (хронические ринофарингиты, синуситы, сииобронхиты, тонзиллиты, пиелонефриты, ангиохолециститы, различные, коллагенозные заболевания, аллергические состояния и др.).
По мнению этого автора, хронический субфебрилитет может возникнуть от частого применения противоинфекционных лечебных средств (антибиотики, сульфаниламиды и др.), а также от различных прививок, которые вносят изменения в иммунную реактивность организма, проникновение же в организм инфекции вызывает аллергическое состояние.
Кроме того, по мнению автора, определенное значение имеет нарушение образования глобулинов (γ- и β-глобулинов), выражающееся в недостаточной выработке иммунитета. В связи с этим такие дети и подростки чаще подвержены инфекционным заболеваниям и склонны к продолжительному повышению температуры.
Наряду с этими причинами Б. Братанов придает определенное значение в возникновении субфебрилитета семейно-конституциональной хронической гипертермии, которая нередко возникает в начале периода полового созревания.
Такой субфебрилитет характеризуется монотонностью, встречается у девушек и юношей, внешне выглядевших здоровыми. Клинические исследования не обнаруживают у них каких-либо отклонений от нормы, за исключением повышенной лабильности нервной системы.
Исследования многих авторов, равно, как и наши наблюдения, показывают, что обнаружение субфебрилитета у подростков, обусловленное нарушением в системе терморегуляции, часто происходит после перенесенного того или иного инфекционного заболевания, в связи с чем родители начинают у них регулярно измерять температуру, несмотря на общее хорошее состояние подростка.
Таким образом, наличие затяжного субфебрилитета у подростков, так же как и у взрослых, нельзя объяснить единым генезом.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская