В качестве дополнительной седативной терапии назначают микстуру по прописи:
Rp. Inf. rad. Valerianae et herbae Leonuri aa 10,0 : 200,0
Codeini phosphorici 0,2
Sol. Citrali 1% 5,0
Magnesii sulfurici 3,0
MDS. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
В редких случаях, при отсутствии эффекта от указанной терапии, назначают мерказолил по 0,005 г 3 раза в день в сочетании с микродозами йода в той же прописи. Длительность курса 20—30 дней, перерыв 10—14 дней.
Мерказолил обладает антитиреоидным действием, уменьшая биосинтез гормонов в щитовидной железе. Микродозы йода, помимо своего основного воздействия, препятствуют еще и зобогенному действию мерказолила. При дефиците в весе, обусловленном тяжелой формой заболевания, показано назначение анаболических стероидов, например неробол, дианобол по 0,005 г 1 раз в день на протяжении 30 дней.
При применении этих препаратов больные прибавляют в весе до 2 кг, у них улучшается общее состояние. При приеме белково-анаболических стероидов, являющихся антагонистами тиреоидных гормонов и оказывающих белково-катаболическое действие, улучшается биосинтез белка.
При отсутствии эффекта в течение 6 месяцев от консервативной терапии у подростков с тяжелой и среднетяжелой формами диффузного токсического зоба показана субфасциальная резекция щитовидной железы.
Предоперационная подготовка заключается в постельном режиме, полноценном питании, витаминотерапии, приеме микродоз йода, резерпина, глюкокортикоидов, а при значительном дефиците в весе и белково-анаболических стероидов. После операции на протяжении нескольких недель необходимо не прекращать антитиреоидную и общеукрепляющую терапию.
Прием микродоз йода в этот период способствует понижению выработки тиреотропного гормона гипофизом, повышающего функциональную активность щитовидной железы, несмотря на проведенную операцию.
После выписки больной в течение одного года нуждается в щадящем режиме, ему противопоказана работа, связанная с физическим и нервно-психическим напряжением.
Учащихся средних школ, техникумов и высших учебных заведений желательно оставлять на повторный курс обучения. Однако эти вопросы следует решать индивидуально в каждом конкретном случае.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская