По вопросу об адаптации к некоторым химическим веществам существуют противоречивые данные и трактовки, причем эти данные в основном базируются на экспериментах на животных. Так, при изучении действия на организм животных химических веществ в различных концентрациях ряд исследователей установил, что при повторных введениях таких веществ эффект воздействия окажется более ослабленным, чем при однократной затравке или же у контрольных животных.
Однако, каков бы ни был характер развития адаптационных процессов при воздействии химических веществ, исключительно важную роль при малых концентрациях играют общие неспецифические реакции организма, например головная боль, головокружение, слабость, быстрая утомляемость, тошнота и другие общие симптомы.
Эти реакции организма характеризуют раннее проявление интоксикации. Специфические реакции, характерные при воздействии определенных химических веществ, являются вторичными по сравнению с указанными неспецифическими реакциями.
В клинике встречаются часто с неспецифическими реакциями организма при самых разнообразных этиологических воздействиях, специфические же реакции улавливают эти воздействия на более поздних стадиях развития профессиональной интоксикации.
Следовательно, неспецифические реакции в ряде случаев в первую очередь сигнализируют о наличии «химической опасности» при контакте подростков с токсическими веществами на производстве, вследствие чего необходим учет неспецифических реакций типа аллергических и других, которые в подростковом возрасте значительно более выражены, чем у взрослых.
В свете изложенного важно установить критерии допуска подростков в условиях контакта с химическими веществами. При наличии повышенной чувствительности и недостаточности механизмов адаптации к факторам внешней среды у подростков следует добиваться снижения концентрации химических веществ в рабочей атмосфере, на рабочих местах подростков по сравнению с существующими предельно допустимыми концентрациями химических веществ (ПДК) на производстве для взрослых.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская