В. М. Левин, Э. С. Рутенбург, И. Б. Барский, Н. В. Мохнарева (1961), изучавшие состояние здоровья подростков, работающих в судостроительной промышленности, выявили среди лиц, связанных с воздействием шума в сочетании с вибрацией (судосборщики, судомонтажники, судомедники), ряд патологических нарушений.
В частности, обнаружены выраженные заболевания центральной нервной системы, вегетативная дисфункция, невриты слуховых нервов, хотя никаких отклонений в состоянии здоровья в процессе медицинского осмотра во время поступления на работу не было обнаружено.
Н. В. Ростомбекова (1962) выявила у подростков прядильщиц и молодых рабочих в процессе их работы понижение кожных температур при незначительном потоотделении. Автор связала это с возможными изменениями тонуса капилляров при воздействии шумо-вибрационного фактора на вегетативную нервную систему.
При обследовании учащихся текстильщиц наряду с измерениями гемодинамических показателей Л. И. Леонова (1963) отмечала у них повышение порога слуховой чувствительности. Более высокие показатели (на 9,8—21 дб) наблюдались в основном на высоких частотах (4096, 8192 гц) после З/2 — 6-часовой работы. Восстановление остроты слуха для указанных частот значительно затягивалось (более 40—60 минут).
По мнению автора, шумо-вибрационный фактор в условиях ткацких цехов оказывает утомляющее действие на слуховой анализатор учащихся подростков. М. В. Антропова, Л. И. Александрова, Л. И. Леонова и Т. А. Злоцов-ская (1954) отмечали у учащихся текстильщиц снижение прежде всего систолического, а затем и диастолического давления. Это свидетельствовало о падении периферического сопротивления, являющегося следствием уменьшения сосудистого тонуса, что связано с преобладанием у них ваготонического компонента. Это явление связано с воздействием всего комплекса факторов внешней производственной среды, среди которых известную роль играет, по их мнению, влияние шума и общей вибрации.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская