Ряд исследователей касается влияния условий труда у учащихся ПТУ в процессе их производственного обучения.
Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева (1963) при исследовании учащихся ПТУ станочников и слесарей-сборщиков выявили изменения артериального давления при одновременных сдвигах со стороны центральной нервной системы, а также мышечной, при наличии сдвигов общей работоспособности.
Эти сдвиги авторы связывают с воздействием факторов производственной среды, в том числе и шума. При изучении условий производственной практики учащихся технических училищ г. Свердловска А. М. Клейнер, Т. К. Буткина (1961) обнаружили у подростков токарей, фрезеровщиков, слесарей и кузнецов в конце рабочего дня повышенную чувствительность к воздействию производственного шума при уровне интенсивности 95 — 105 дб.
Это четко выявлено и в работах Е. А. Тимохиной (1962). При исследовании тонального порога слышимости до и после работы (на частотах 200, 1000, 2000, 4000, 7000 гц) с последующим определением времени обратной адаптации автор выявила, что с увеличением продолжительности работы возрастает и порог слуховой чувствительности, причем наибольшее его повышение отмечалось у учащихся при частоте 400 и 700 гц после 2 и особенно 3 часов работы.
Одновременно с повышением порога слуховой чувствительности и замедлением процесса обратной адаптации у учащихся несколько возрастал латентный период двигательной реакции на звуковой и слуховой раздражители, при этом наблюдалось также снижение работоспособности. В этой связи Е. А. Тимохина сделала вывод, что формирование слухового аппарата у подростков в 15 — 17 лет еще не заканчивается, она предлагает ограничить до 2 часов в день работу учащихся в условиях высокочастотного интенсивного шума.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская