В течение двухлетней производственной практики подростков в цехах с повышенной температурой возникают благоприятные физиологические сдвиги со стороны терморегуляции, наступает постепенное уравновешивание тормозного и возбудительного процессов центральной нервной системы.
Способствуют развитию адаптационных механизмов постепенность нарастания воздействия высоких температур воздуха, например, от зимы к лету. Отсюда вытекает физиологическая обоснованность принципа ступенчатого перехода юношеского организма к воздействиям тепла при работе или прохождении производственной практики в цехах с повышенной температурой воздуха.
Наши многолетние наблюдения показывают, что функциональные отклонения являются обычно преходящими, при неблагоприятных условиях производственной среды эти сдвиги у подростков чаще фиксируются и приводят к патологическим нарушениям. Однако наряду с отрицательными воздействиями возможны и положительные влияния на организм и при наличии функциональных изменений при определенных сочетаниях конвекционной и лучистой теплоты.
Так, например, Е. В. Ильина, наблюдая рабочих в Москве на фабрике «Трехгорная мануфактура», выявила, что при работе в условиях высокой температуры отмечалось снижающее действие на артериальное давление у лиц, больных гипертонической болезнью, особенно в начальных стадиях развития заболевания.
Наши наблюдения с Л. Т. Антоновой (1966) на производстве и в клинике показали, что у подростков при работе в горячих цехах при нестойкой форме гипертонии гипертонические реакции исчезают. При наличии стабильной формы гипертонии работа в условиях воздействия высоких температур, естественно, противопоказана.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская