Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями.
Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды.
Однако надо иметь в виду, что не всегда спорт может явиться средством отдыха, особенно при наличии значительных физических нагрузок в процессе работы.
Следовательно, необходимо ограничивать как спортивные, так и рабочие нагрузки в соответствии с возрастными градациями.
Особо важным вопросом является режим дня подростков, сочетающих работу с учебой. Исследования, проведенные за последние годы на ряде предприятий и в вечерних (сменных) школах, выявили наличие большой нагрузки на организм подростков.
Это вызвало необходимость разработки мероприятий по нормализации режима труда и отдыха подростков. Возрастные различия учащихся в вечерних (сменных) школах обусловливают значительную разницу в режиме производственного труда, учебный же режим одинаков для всех возрастов.
Однако вследствие отсутствия дифференцированного режима учебных занятий рабочий день начинается и оканчивается в одно и то же время как у подростков, так и у взрослых.
Исследования Института гигиены детей и подростков АМН СССР установили, что общая продолжительность рабочего дня у подростков, сочетающих работу с учебой, составляет в среднем в сутки 12—13 часов.
Такая большая протяженность учебно-трудового дня является причиной нарушения суточного режима, в частности нарушается режим питания и сна.
Отсутствует также достаточное время для отдыха в течение суток, для занятий физкультурой и спортом.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская