Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления.
Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими вегетативными сдвигами, подъемом минимального давления, падением величины пульсового давления, малыми энергетическими затратами, «феноменом Линдгардта» в восстановительном периоде, тормозным состоянием клеток коры головного мозга. При сильном утомлении ряд авторов наблюдали дискоординацию деятельности двигательного аппарата и некоторых вегетативных функций, которая проявлялась в непроизвольных движениях в других мышечных группах, аритмии дыхания, учащении пульса, покраснении лица, потоотделении.
Многочисленными исследованиями выявлено благоприятное влияние динамической работы, в частности умеренной трудовой деятельности на организм подростков.
Под влиянием производственного обучения постепенно тренируется сердечно-сосудистая система: укрепляется сердечная мышца, тонизируется вегетативная нервная система, происходит более быстрое образование временных связей в двигательном анализаторе.
При этом выявляется способность подростков адаптироваться к требованиям производственной среды и трудовой деятельности.
При наличии гигиенических условий труда: какие бы стороны воздействия трудового процесса на организм подростков ни изучались, ни в одном из исследований нами не было обнаружено каких-либо сдвигов, которые можно было бы считать неблагоприятными сигналами нарушения нормального роста или развития подростков.
Т. С. Криворучко и А. Г. Гулько (1962) при исследовании работающих подростков Кишинева на основании сдвигов физиологических функций выявили, что работа на предприятиях легкой промышленности для подростков возможна. Хотя работа предъявляет повышенные требования к нервно-мышечному аппарату и зрительному анализатору.
Н. В. Ростамбекова (1962) пришла к такому же выводу в отношении подростков, работающих в прядильных цехах. С. И. Крапивинцева, О. И. Галецкая, В. Н. Артамонова, Н. Н. Малинская (1960) выявили значение тренированности для подростков 14 1/2—15 лет при обучении профессии слесаря-инструментальщика.
У лиц с физическим развитием выше среднего тренированность возросла значительно больше, чем у подростков, имеющих среднее и физическое развитие. Приведенные авторы показали, что данный труд для подростков 14 1/2—15 лет в первоначальный период является напряженным в результате малой тренированности.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская