Именно условиям внешней среды отводят ведущую роль в развитии близорукости советские офтальмологи и гигиенисты. В последнее время в литературе по офтальмологии большое внимание уделяется гипотезе, выдвинутой проф. Э. С. Аветисовым (1967), о механизме развития близорукости у детей.
Согласно этой гипотезе, определяющее значение придается процессу аккомодации, напряжение которой способствует усилению оптической силы глаза и возникает при рассматривании мелких деталей на близком расстоянии.
Прежде чем излагать гипотезу Э. С. Аветисова, следует рассмотреть весьма приближенно механизм взаимодействия функциональных систем зрительного анализатора, обеспечивающих его работоспособность, при высоких (оптимальных) уровнях яркости.
Функциональное образование — сетчатка (рассматривается монокулярная зрительная система) воспринимает изображение предмета — сигнал А. Известие об этом одномоментно передается в «центр регуляции силы раздражителя сетчатки» (Б) и в «центр управления четкостью изображения» (В), в ведении которого находятся вспомогательные функциональные системы, обеспечивающие усиление оптической силы глаза,— зрачковый и аккомодационный рефлексы (естественно, что этот центр связан с фузионным рефлексом, проявляющимся при бинокулярном зрении).
Импульсы одного из центров (Г) посылаются мышцам зрачка. Последний при высоких уровнях яркости осуществляет двойную функцию — регулирует силу раздражителя (освещенность) сетчатки и усиливает разрешающую силу глаза, о чем сигналы В и Б передают в соответствующие центры. Однако ведущей является функция регуляции силы раздражителя сетчатки.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская