Существенным функциональным свойством зрительного анализатора является инертность процесса возбуждения, выражающаяся в форме «последействия» светового образа.
Возникшее возбуждение не прекращается тотчас по окончании действия раздражителя, а продолжается некоторое время в виде последовательных образов.
Основным фактором, характеризующим последовательный образ, является его длительность. Интересно, что повышение яркости поля адаптации способствует уменьшению длительности и снижению яркости самого последовательного образа.
Следовательно, низкие уровни яркости поля адаптации, а также неравномерное распределение яркостей в поле зрения способствуют понижению работоспособности зрительного анализатора и приводят к его быстрому утомлению.
Функциональное состояние зрительного анализатора изменяется не только от уровня яркости поля адаптации, который, естественно, играет основную роль, но и от качественной характеристики света, распределения яркости в поле зрения (В. В. Мешков, 1962; Блекуэлл, 1964, и др.) и спектрального состава источников радиации (Я. Э. Нейштадт, 1954; Ф. М. Черниловская, 1962, и др.). Так, обычно в качестве характеристики равномерности освещения принимается отношение яркости фона (стен, потолка, пола и др.) к яркости рабочего места.
Наличие резкой разницы в яркостях рабочей поверхности и окружающего фона приводит к частой переадаптации глаза, а следовательно, к снижению зрительной работоспособности.
Это объясняется тем, что при переводе глаза с большой яркости на меньшую требуется определенное время для переадаптации, при этом каждый раз остаются последовательные образы, некоторое время туманящие рассматирваемый предмет, тем самым ухудшая видимость. Немалое значение имеет и спектральная характеристика искусственных источников света.
Анализ имеющейся литературы о влиянии на работоспособность зрительного анализатора искусственных источников света различной спектральной характеристики свидетельствует о том, что более благоприятным является свет люминесцентных ламп, они же являются и более экономичными (Я. Э. Нейштадт, 1959; Л. А. Борисова, 1969, и др.).
Зрение, связанное с общим состоянием организма, и изменения отдельных зрительных функций отражают функциональное состояние центральной нервной системы человека (С. В. Кравков, 1950; В. Н. Семеновская, 1950).
Эти изменения тем значительнее, чем при более неблагоприятных условиях освещения производится зрительная работа (М. Лекиш, 1934; Ф. М. Черниловская, 1962; Т. А. Глаголева, 1962; Э. Л. Котова, 1960, и др.).
Положение это верно как для работающих на производстве, так и для школьников, выполняющих работу в учебных мастерских (Л. В. Михайлова, 1951; Ю. Д. Шилов, 1962, и др.).
Особо следует подчеркнуть, что плохая световая обстановка в классе и на производстве и высокая зрительная нагрузка способствуют не только повышению утомляемости зрительного анализатора детей и подростков, ведущей к снижению работоспособности (и производительности труда), но и к развитию у них аномалии рефракции (Д. И. Каганович, 1952; Н. А. Лапшина, 1969; Ю. Д. Жилов, 1969).
При анализе работ, посвященных проблеме миопии, выделяются в основном два направления в изучении ее этиологии и патогенеза. Согласно одному, ведущее значение придается наследственности, согласно другому — факторам внешней среды (М. Л. Краснов, 1956; Б. Л. Радзиховский, 1965, и др.).
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская