Биологическая роль зрительного анализатора заключается не только в реакции на излучение определенного диапазона длин волн, но и в восприятии окружающего мира, т. е. в выполнении зрительной работы. Естественно, что восприятие не может изучаться без наличия света.
И реакция на свет, и выполнение зрительной работы тесно связаны друг с другом и обусловливают функциональное состояние анализаторов. Как известно, зрительный, как и любой другой анализатор, состоит из трех отделов — периферического (глаз), предназначенного для восприятия внешних раздражителей, проводникового (зрительный тракт и подкорковые нервные образования), передающего полученные раздражения, и центрального (кора головного мозга), выполняющего основную аналитическую роль.
Кора головного мозга, обеспечивающая переход нервных импульсов в зрительном ощущении, выполняет весьма точный анализ, которым обусловливается ответная реакция на полученное раздражение.
Естественно, эта ответная реакция носит дифференцированный характер и осуществляется по принципу временных связей, что обеспечивает приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
В свою очередь глаз (периферический отдел зрительного анализатора) является сложным анатомическим образованием, включающим в себя оптический аппарат, состоящий из сложной системы светопреломляющих сред (роговая оболочка, хрусталик, стекловидное тело и водянистая влага) и сетчатку с ее светочувствительными элементами (колбочки и палочки) и нервными клетками.
При сумеречном недостаточном освещении, когда в основном возможна лишь общая зрительная ориентировка в окружающем пространстве, функционирует более чувствительный палочковый аппарат (периферическое зрение). При достаточно высоких яркостях поля адаптации основная роль в различении цветов и восприятии форм окружающих предметов принадлежит работоспособности колбочек (центральное зрение).
При воздействии светового потока на сетчатку в последней происходят сложные фотохимические, ретиномоторные и электрические изменения (С. В. Кравков, 1950).
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская