Site icon Kelechek.ru

Изучение физического развития подростка

Изучение физического развития подростка обычно производится посредством измерения основных антропометрических признаков: роста стоя, роста сидя, веса и окружности грудной клетки. Однако следует отметить, что только по антропометрическим данным нельзя оценивать физическое развитие подростков.

Для общей оценки физического развития весьма существенное значение имеют степень полового созревания, такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких, мышечная сила, уровень артериального давления, содержание гемоглобина в крови, состояние зон роста костей, а также ряд других соматических показателей.

В связи с тем что антропометрические измерения при массовых медицинских осмотрах служат не только для индивидуальной оценки обследуемого, но и для последующего построения «стандартов» физического развития, требования к точности и единообразию измерительных методов должны быть особо строгими. Все антропометрические измерения должны проводить квалифицированные медицинские работники.

Повторные динамические исследования по возможности рекомендуют выполнять одним и тем же лицам. Инструментарий должен быть однотипным. Весы следует периодически выверять, ростомеры тщательно просматривать, так как они часто расшатываются, измерительные ленты растягиваются, пружины динамометров деформируются.

Необходимо следить за тем, чтобы полученные при осмотре данные были своевременно и четко вписаны в карту обследуемого. Измерения следует проводить всегда в определенное время дня (до обеда). Нельзя исследовать подростков в одежде и обуви. Для измерения роста стоя пользуются деревянным или металлическим ростомером, лучше всего — стандартными деревянными ростомерами с металлической шкалой.

При этом необходимо следить за тем, чтобы шкала ростомера была расположена перпендикулярно площадке ростомера, накладываемая на голову исследуемого планшетка не должна менять своего горизонтального расположения при скольжении вдоль стойки ростомера.

Деления и цифровые обозначения шкалы должны быть четко обозначены. При измерении роста подросток должен стоять на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками (носки врозь, пятки вместе), ягодицами и межлопаточным пространством. Нельзя придвигать голову обследуемого затылком к вертикальной стойке.

Голова подростка при исследовании должна находиться в положении так называемой «немецкой горизонтали», при которой верхний край козелка уха и наружный угол глазницы находятся в одной горизонтальной плоскости.

При этом подросток должен держать голову свободно, без напряжения и не упираться подбородком в грудь.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Exit mobile version