Уровень формирующегося самосознания, ведущим качеством которого становится возможность перспективного предвидения, гипотетического мышления, определяет многие особенности психики подростков. Значимость самого поступка, свойственная детству, сменяется в отрочестве значением эффекта поступка на окружающих.
Стремление к преимуществу перед сверстниками («лучший», «худший», будет «лучшим», «худшим» и др.) определяет появление элементов рисовки, бравады, категоричности высказываемых мнений, непререкаемости их.
Будущее подростком по указанным причинам полностью не осмысливается. Подросток оценивает как наиболее актуальное лишь ближайшее будущее. В этой связи самоутверждение в настоящем и ближайшем будущем для него особенно значимо. Перспективы далекого будущего весьма призрачны, относительны, малозначимы.
Отсюда и происходит нередко свойственная подросткам переоценка своих возможностей, поскольку последние они относят к разным этапам будущего.
Богатое воображение служит основанием для оценки своих возможностей «в будущем», которых они стремятся достигнуть, «может», «собираются» достигнуть, в то время как окружающие составляют о подростках мнение по тому, чего они достигли, что делают, как поступают.
Неустановившаяся еще дифференциация этого противоречия порождает многие конфликты отрочества. Противоречивость во внешних реакциях, поведении, поступках и действиях подростков, часто неправильно оцениваемая родителями и воспитателями, порождает у них ошибочное представление о трудновоспитуемости подростков.
Более глубокое знание мира внутренних переживаний подростков позволяет понять все сложности и объективные трудности осуществляемого им самоутверждения в жизни. Он уже не ребенок, но, возвращаясь из школы, часто обращается к своим друзьям детства — привычным детским игрушкам.
Он уже не ребенок, но охотно перебирает детские игрушки в магазине, старательно сдерживая свой интерес к ним перед родителями и вместе с тем своим внешним обликом давая понять как ему хочется иметь игрушки.
Он еще не юноша, обладающий «величайшей» самостоятельностью, но уже строит простейшие гипотезы, самостоятельно оценивает весьма сложные обстоятельства жизни, планирует свое будущее и др.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская