Уровень психического развития подростков составляет по сути дела основу для научного мышления и создает условия для высшего развития рефлексии (самоанализа, анализа внутреннего мира переживаний, соотношения их с меняющимися условиями окружающей действительности). Сказанное находит подтверждение в известной мысли И. М. Сеченова.
Сравнивая ребенка со взрослым, он подчеркивал, что первый живет почти исключительно настоящим, тогда как второй «наполовину» живет и действует для будущего. Естественно, что механизм такого развития определяется не столько процессом биологического созревания соответствующих нервных аппаратов, сколько результатом чрезвычайного совершенствования функции их вследствие длительной переработки в сознании ребенка сложных влияний окружающей его действительности.
Описываемый период развития психики отличается и другим существенным качеством — началом формирования высших эстетических, этических и интеллектуальных чувств.
В период отрочества ребенок не только начинает испытывать дифференцированное удовольствие от красивого, чувство радости от свершения благородного поступка или удовлетворения правильно организованной трудовой деятельности, но и сознательно разграничивать красивое от безвкусного, благородное от безнравственного, радость труда от лености.
Описанные выше самые общие качества психики подростков находят многообразие своих выражений в их поведении и деятельности.
В предшествующем периоде ребенок живет своими непосредственными впечатлениями, которые тем более актуальны для него, что он не устанавливает между ними объективно существующие сложные связи.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская