Гипертоническая реакция может быть обусловлена физическим перенапряжением, перетренировкой. Дистонический тип реакции на мышечную нагрузку может наблюдаться при выраженной неустойчивости сосудистого тонуса.
Пульс в связи с высоким систолическим давлением и низким диастолическим становится быстрым и высоким, пульсовое давление значительно увеличивается. Отмечаемое при этом понижение тонуса прекапиллярной сосудистой системы компенсируется увеличением частоты и силы сердечных сокращений.
Реакция со ступенчатым подъемом артериального давления характеризуется относительным снижением систолического давления на 1-й минуте после нагрузки с увеличением его на 2—3-й минуте восстановительного периода. Такой тип реакции, так же как и дистонический, может явиться признаком ослабления функциональной приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физическим напряжениям при недостаточной тренированности и утомлении.
Время восстановления пульса и артериального давления при перечисленных выше атипичных реакциях замедляется. Подростки с атипичными реакциями на динамическую функциональную пробу должны быть взяты под динамическое врачебное наблюдение, режим физической активности у них должен расширяться строго постепенно.
Как исходные показатели, так и реакция на физическую нагрузку при функциональной пробе в значительной степени зависят от тренированности организма. Так, у здоровых, но не тренированных подростков, на почве гиподинамии может обнаруживаться астенический тип реакции.
Такой же тип реакции характерен для реконвалесцентов после перенесенных заболеваний. Астенический тип реакции может также наблюдаться в далеко зашедших случаях гипертонической болезни.
Вместе с тем у подростков с выраженными отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы, например при клапанных пороках сердца, при достаточной тренированности часто обнаруживается нормотонический или приближающийся к нему тип реакции. Таким образом, функциональная проба, взятая в отдельности, не может служить основанием для суждения о состоянии сердечно-сосудистой системы.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская