Благоприятное влияние физических упражнений на организм подростков будет только в том случае, если соблюдаются гигиенические требования к построению режима дня, тщательно выполняются правила личной и общественной гигиены.
Режим дня
Организация рационального режима имеет огромное значение, так как подчиняет жизнь определенному ритму, создает благоприятные условия для функционирования как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Кроме того, соблюдение определенного режима дисциплинирует юных спортсменов и приучает их к порядку и умению планировать свое время и, таким образом, является важным воспитательным средством.
Особенность режима дня подростков-спортсменов заключается в том, что, кроме учебной нагрузки в школе, в ПТУ или трудовой на производстве, они имеют физическую нагрузку, связанную с занятием спортом. Это значительно увеличивает общую нагрузку и предъявляет дополнительные требования к организации режима дня.
Спортивная нагрузка юных спортсменов зависит от длительности и частоты тренировочных занятий. Сочетание спортивных занятий с умственным трудом давно апробировано как благоприятное и считается, что такое сочетание в оптимальных величинах приносит большой оздоровительный эффект.
Однако «эффект переключения» не может быть распространен на все виды спортивных и тренировочных нагрузок. Большие по величине физические нагрузки могут вызвать в организме подростков изменения, аналогичные изменениям, возникающим при умственной деятельности.
В этом случае может произойти суммация физических и умственных нагрузок, которые окажутся чрезмерными и будут противоречить оздоровительным задачам детского спорта. В режиме дня подростка отводятся часы для спортивных занятий. При этом учитывают, в какой смене подросток занимается в школе, ПТУ или работает.
С учащимися или работающими в первую смену тренировочные занятия целесообразно проводить в интервале от 15—16 до 19—20 часов.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская