В основе физического воспитания заложено постепенное и последовательное формирование новых двигательных навыков. Всякий процесс освоения нового движения в физиологическом отношении базируется на имеющихся безусловных двигательных рефлексах, автоматически проявляющихся при наличии соответствующих раздражителей.
Эти врожденные рефлексы не требуют обучения. Примером может служить оборонительный (защитный) рефлекс, ориентировочный, двигательный рефлекс и т. д.
На фоне безусловных рефлексов возникают новые двигательные навыки, приобретаемые в течение жизни человека, двигательные навыки, которые требуют освоения.
По своей физиологической сущности — это условные двигательные рефлексы различной сложности.
Законы образования двигательных навыков подчиняются законам образования условных рефлексов. Наличие разнообразных двигательных навыков, применяемых при физическом воспитании подростков, вызывает необходимость их классификации. Исходя из физиологической сущности физических упражнений, они могут быть разделены на две группы — стандартные и нестандартные.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская