Теоретическое обоснование предвидения соответствия или несоответствия физиологических возможностей организма подростка требованиям, предъявляемым к нему профессией, возможно только при подходе к разрешению этого вопроса с точки зрения диалектического материализма.
Следует признать, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением профессии, так и совершенствованием в этой деятельности.
Анализ большого количества исследований, непосредственно связанных с выявлением критериев предвидения профпригодности, позволяет прийти к заключению, что те особенности организма человека, которые являются помехой выработки условных рефлексов, препятствуют овладению профессией.
Поэтому одним из обязательных критериев пригодности к любой профессии, предъявляющей повышенные специфические требования к организму рабочего, является четко выраженная связь коры головного мозга с подкорковыми его образованиями — четко выраженный вегетативный компонент условного рефлекса, ориентировочная реакция, без которых невозможно образование условных рефлексов.
Методика выявления критерия профпригодности состоит в сравнении динамического стереотипа подростка, овладевшего профессией, со стереотипом подростка, не овладевшего профессией, т. е. сравнение стереотипа у человека, имеющего соответствие между физиологическими возможностями организма и требованиями, предъявляемыми к нему профессией.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская