Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды).
Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении, так как подросток при показе не успевает еще рассмотреть деталь, а мастер ее уже установил. Малая подвижность основных нервных процессов ухудшает создавшееся положение. При попытке самостоятельной сборки подросток лишь случайно может установить эти детали правильно.
Как правило, этого не происходило, а так как обратная афферентация не соответствовала заранее заготовленному комплексу возбуждения, то возникала ориентировочная и тормозная реакция, усугублявшая создавшееся положение.
Следовательно, при существующем обучении на рабочем месте подростки, отличающиеся такими физиологическими особенностями, не могут овладеть профессией вследствие создавшегося стереотипа, не отражающего всю действительность, связанную со сборкой.
В связи с этим не может быть и тренировки деятельности при сборке, приводящей к автоматизации движений.
Тренировка происходит лишь у подростков, которые овладели профессией. У профессионально непригодных подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при настойчивых и длительных попытках овладеть сборкой мелких деталей, т. е. профессией, не соответствующей физиологическим возможностям организма, возникнет ухудшение заболевания.
В данном случае происходит расхождение между принятым решением и его выполнением.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская