Рассмотрим данные о физиологических свойствах организма подростков, быстро и хорошо осваивающих профессии. Для высшей нервной деятельности этих подростков характерна смена как на протяжении одного исследования, так и всего дня соответствия «закона силы» на фазовые состояния, положительной индукции на последовательное торможение, укорочения латентного периода двигательной реакции во время работы и полное дифференцирование отрицательных раздражителей.
Явления быстрой смены «закона силы» на фазовые состояния и, наоборот, фазовых состояний на «закон силы», по данным Н. И. Красногорского (1951, 1958), свидетельствуют о хорошей подвижности основных нервных процессов, об этом же свидетельствует наличие явлений положительной индукции.
О хорошей концентрации возбудительного и тормозного процессов, а также усилении возбудительного процесса свидетельствует укорочение латентного периода на положительные раздражители во время работы.
Появление фазовых состояний, удлинение латентного периода двигательной реакции в различные периоды работы и проявление последовательного торможения, по нашему мнению, свидетельствуют о проявлении утомления, вызванного сборкой мелких деталей и условиями работы. Однако отсутствие застойных явлений, т. е. быстрая смена одних процессов на противоположные, указывает на то, что они не снимают на протяжении рабочего времени хорошей подвижности основных нервных процессов, хорошей концентрации, а также усиления возбудительного процесса в определенные периоды.
Таким образом, изучение ряда физиологических функций у быстро осваивающих профессию, связанную со сборкой мелких деталей, и хорошо работающих сборщиц наряду с изменениями, свидетельствующими об утомлении (фазовые состояния, удлинение латентного периода двигательной реакции и др.), всегда выявляет такие изменения, которые способствуют хорошей профессиональной деятельности и быстрому обучению.
Эти изменения выражались в длительном тоническом возбуждении.
Лишь к концу дня, т. е. через 6 часов работы, наблюдалось появление фазового состояния возбудительного процесса (парадоксальная фаза). Непостоянно наблюдавшиеся явления фазовых состояний указывают не только на наличие утомления, обусловленного профессиональной деятельностью в течение дня, но и на хорошую подвижность основных нервных процессов.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская