Поражение функции нижних конечностей (резкие деформации, парезы, атрофии мышц с нарушением опорно-двигательной функции) исключает возможность направления таких подростков на работы, требующие длительного пребывания на ногах, подъема на высоту, значительного физического напряжения.
При нормальной функции верхних конечностей трудоустройство таких больных не представляет большой сложности; им могут быть рекомендованы работы, выполняемые сидя: швея-ручница, модистка, чертежник, монтажник мелкой электро- и радиоаппаратуры, гравер-градуировщик, брошюровщик, часовщик-механик, счетовод, бухгалтер и другие виды счетно-канцелярских работ.
При значительном нарушении функции нижних конечностей, затрудняющих передвижение, обучение в профессионально-технических училищах даже перечисленным специальностям затруднительно, поэтому подростков целесообразнее обучать этим профессиям индивидуально или индивидуально-бригадным методом.
Значительно сложнее обстоит дело при решении вопросов профессиональной пригодности подростков при локализации двигательных расстройств в верхних конечностях. Круг выбора профессий у таких больных значительно ограничен. Решающим критерием при выборе профессии таким подросткам является степень нарушения удерживающей, охватывающей и силовой функции кисти, состояние трофики и координации мелких движений пальцев.
При выраженном нарушении указанных функций работы, требующие мануальных операций, невозможны, равно как и все профессии, требующие тонких координирующих движений, хорошей силы рук, необходимости охватывать и удерживать предметы.
Подростки с подобными дефектами работающей руки не могут, разумеется, обучаться в технических училищах. Им может быть рекомендовано индивидуальное обучение некоторым профессиям в индивидуальных артелях, дикторами на радиоузлах, наблюдателями за показаниями приборов на метеостанциях.
Страдающим органическими заболеваниями центральной нервной системы со значительным нарушением движений, чувствительности и трофики определение группы инвалидности нередко помогает правильному трудоустройству в организациях и учебных заведениях системы социального обеспечения, так как целесообразно направлять таких подростков не в крупные цехи промышленных предприятий, а в мелкие артели, мастерские, специальные цехи, где бы они могли чувствовать себя полноценными участниками производства.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская