Повышение сопротивляемости и, следовательно, физиологической устойчивости организма подростка возможно путем:
-
тренировки, закаливания;
-
обеспечения условий ступенчатого перехода к интенсивным воздействиям производственной среды или повышенным нагрузкам;
-
ограничения времени работы в неблагоприятных условиях среды;
-
целесообразного использования в некоторых случаях естественных стимуляторов (ультрафиолетовое облучение, применение витаминов и др.).
Так, например, при работе в условиях воздействия высоких температур организм теряет с потом значительное количество витамина С (до 18 мг за смену).
Прием аскорбиновой кислоты в дозе до 50 мг в сутки является профилактическим средством в отношении перегреваний (В. А. Максимова, 1964). Среди мер по повышению физиологической устойчивости и профилактики утомления важная роль принадлежит физическим упражнениям.
Физические упраяшения, эмоционально насыщенные, ускоряют процесс врабатываемости, вхождение в оптимальный ритм трудовой деятельности подростка, компенсируют одностороннюю нагрузку при физической работе и различных видах умственного труда, т. е. предупреждают состояние сильного утомления в процессе трудовой деятельности, формируют двигательную активность, способствуют закалке организма, укрепляя все системы растущего организма. Здесь задачи гигиены труда заключаются в том, чтобы обеспечить принцип постепенности, исключающей перетренировку организма и накопление усталости.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская