Постепенный переход к воздействию неблагоприятных факторов среды, а также постепенное увеличение нагрузок и темпов облегчает процесс адаптации организма подростка к возрастающим трудовым нагрузкам и воздействиям факторов среды на производстве. Так, например, при постепенном увеличении температуры воздушной среды на производстве процесс адаптации подростков к высоким температурам наступает значительно быстрее, чем при систематическом воздействии одних и тех же параметров высоких температур.
Следовательно, нужен так называемый тренировочный период. Например, при воздействии высоких температур начало работы в горячих цехах должно быть приурочено к зимнему сезону, следует также чередовать работы в горячих и в холодных цехах и т. д.
Возможен в ряде случаев переход от одних процессов с меньшими физическими нагрузками, от одних цехов к другим с учетом степени интенсивности воздействия неблагоприятных факторов среды при разных процессах и условиях труда на производстве.
Анатомо-физиологические особенности организма подростка вызывают необходимость следить за правильным положением тела при работе.
Важное значение в этой связи приобретает организация рабочего места подростка. В первую очередь необходимо устранение так называемых статических элементов в работе, при которой в отличие от динамической работы отсутствуют видимое движение, но при этом мышцы находятся в состоянии напряжения, поскольку приходится затрачивать значительную энергию на удержание их в стабильном положении.
Все это оказывает на организм утомляющее действие. При этом следует иметь в виду более быструю утомляемость подростков, по сравнению со взрослыми, вследствие относительной слабости костно-мышечной системы и связочного аппарата.
В целях рациональной организации рабочего места необходимо наряду с осуществлением мер по уменьшению статических усилий при работе устранять лишние и неправильные движения. Движения должны быть максимально экономными, более короткими и без длительных напряжений.
Так, например, при поднятии тяжестей следует перенести нагрузку на сильные мышцы голени и бедра, разгрузив работу мышечных групп спины и туловища. В отдельных случаях бывает целесообразна практика замены некоторых движений рук движениями ног, например, работа на швейной машинке.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская