Труд подростков в сельском хозяйстве нередко протекает при воздействии неблагоприятных микроклиматических условий, шума, химических веществ и др. Поэтому в основу гигиенического нормирования трудовой деятельности подростков в сельском хозяйстве должны быть положены те же принципы, что и в основу нормирования труда в промышленности с учетом природных, экономических и других особенностей.
При работе подростков в общих цехах на производстве совместно со взрослыми возможно обеспечить для подростков особые условия среды только на специально выделенных пролетах или участках и отдельных рабочих местах (путем создания местного микроклимата или осуществления дополнительной системы местной вытяжной вентиляции или душирования, искусственного люминесцентного освещения, обогащенного эритемными лампами, дающими ультрафиолетовое облучение, и т. д.).
Подростков следует направлять на такие рабочие места в общие цеха, где существуют или могут быть созданы в силу технических условий более благоприятные условия внешней среды, или, как формулируется в некоторых рекомендациях Института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, — «оазисы».
При работе в цехах с наличием профессиональных вредностей в процессе обучения и прохождения производственной практики (работа вне обучения в них запрещена для подростков, как это вытекает из Постановления Комитета по труду и зарплате Совета Министров СССР № 629 от 1959 г.) возникает необходимость в группировке профессий или видов работ по степени их вредного воздействия на организм подростка.
Принципы такой группировки профессий для юношей и девушек, работающих во вредных цехах в процессе прохождения производственной практики или производственного обучения, должны учитывать специфические свойства вредных веществ, их патогенетический механизм и условия действия на растущий организм.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская