Site icon Kelechek.ru

Нормы питания

Потребность в основных пищевых веществах подростков, в отличие от детей других возрастных групп, зависит не только от возраста, характера трудовой деятельности, сезона, климатогеографических условий, но и от половых особенностей.

В настоящее время для установления потребности в пищевых веществах применяется комплекс клинико-физиологических и биохимических показателей — физическое развитие, состояние здоровья, заболеваемость, исследования высшей нервной деятельности, иммунореактивного состояния, определение суточных энергетических трат, обмена веществ и др. Количественная потребность в пище определяется установлением суточных энерготрат (методом прямой и непрямой калориметрии) и изучением суточного бюджета времени.

Суточные энерготраты складываются из затрат энергии на основной обмен и специфически-динамическое действие пищи (составляющее 10—12% основного обмена), а также затрат энергии в течение суток на все виды деятельности.

По данным Института питания АМН СССР, суточные энерготраты подростков — учащихся школ-интернатов составляют 3000 ккал. В дни, связанные с повышенной трудовой деятельностью (2-часовая работа в слесарной мастерской), энерготраты возрастают на 10—12%. Согласно литературным данным, энерготраты подростков металлургов в дни теоретических занятий составляют 3000 ккал, в производственные дни увеличивается на 30%.

У подростков строителей, учащихся ремесленных училищ они повышаются на 10 %, у каменщиков и штукатуров — на 25%. В дни, не связанные с трудовой деятельностью, энерготраты у этих же подростков составляют 3000 ккал. Эти данные совпадают с энерготратами подростков школы-интерната, не связанных с производственным обучением.

Таким образом, калорийная потребность, необходимая для покрытия суточных энергозатрат, оставаясь возрастной, меняется от вида трудовой деятельности. Поэтому для правильного построения питания работающих подростков калорийность рациона должна увеличиваться на 10—30% в зависимости от выполняемой работы.

Кроме того, калорийность суточного рациона как в дни теоретических занятий, так и в дни, связанные с производственным обучением, должна быть выше суточных энерготрат на 10%. Эта надбавка идет на отходы и потери при кулинарной обработке продуктов, а также на неполную степень усвоения пищевых веществ желудочно-кишечным трактом.

В целях сохранения правильного соотношения основных пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы относятся, как 1 :1 :4—5) повышение калорийности рациона должно идти за счет увеличения всех пищевых веществ.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Exit mobile version