Трудно ожидать, что иммунизирующий препарат, созданный из возбудителей данной болезни, будет способен индуцировать искусственный иммунитет и тем самым влиять на эпидемический процесс. Такое положение характерно для хронических, вяло и длительно протекающих заразных болезней (чесотка, парша, трихофития, лейшманиоз, проказа, сифилис и др.).
И наоборот, при инфекционных болезнях, заканчивающихся становлением напряженного и длительного (даже пожизненного) иммунитета, получены наиболее эффективные живые вакцины (против желтой лихорадки, туляремии, оспы, кори, полиомиелита и др.).
Однако при некоторых инфекционных болезнях, образующих постинфекционный иммунитет (чума, бруцеллез, сибирская язва, брюшной тиф, сыпной тиф, холера), вакцины не обеспечивают длительного иммунитета, его действие, как правило, заканчивается к 6 месяцам или одному году после иммунизации.
В других случаях по ряду причин вакцины либо не разработаны вовсе (ветряная оспа, вирусные гепатиты, возвратный тиф, малярия, сифилис и др.), либо предложенные препараты оказались малоэффективными (против бактериальной дизентерии, гриппа, Ку-лихорадки, стафилококкозов, скарлатины и т. д.).
Однако не при всех инфекционных болезнях может быть искусственно воспроизведен активный иммунитет, а при наличии теоретической возможности индуцирования такового не все вакцинопрепараты способны это сделать.
Эпидемиологическая практика уже давно определила преимущество живых вакцин и анатоксинов над убитыми корпускулярными и химическими вакцинами и протективными антигенами. Наиболее активно действующими препаратами оказались живые вакцины против желтой лихорадки (срок действия поствакцинального иммунитета не менее 10 лет), туляремии (примерно такой же), оспы (около 3 лет), кори (не менее 5—8 лет), дифтерийный и столбнячный анатоксины (адсорбированные), в частности, столбнячный анатоксин, после второй ревакцинации создают иммунитет на несколько лет.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь