Первые движения плода появляются на 2-м месяце внутриутробного периода; вначале они имеют обычно тонический характер; распространение их может быть симметричным и несимметричным.
Эти движения, носящие название аллокинетических, вызываются внешними причинами — недостатком кислорода, мышечными сокращениями, некоторыми веществами, приносимыми плацентарной кровью, например адреналином, стрихнином.
Постепенно начинают появляться движения разнообразного характера, аутокинетические движения, одна категория этих движений импульсивная, другая — инстинктивная (М. И. Модель).
Рефлекторные движения у преждевременно извлеченных плодов могут вызываться разражениями с кожи, из глубокой шейной области, из лабиринтного аппарата, из мышечных сухожилий [Минковский (Minkowski)]. Указанные движения обусловлены разнообразными возбуждениями, влияющими на нервную систему плода. Рефлекторная двигательная активность совершается в этот период без участия коры мозга.
В этот период при наличии возбудимости спинного мозга кора мозга еще не обладает достаточной возбудимостью. Эксперимент показывает, что перерезка мозга под зрительным бугром нисколько не изменяет указанных рефлекторных движений плода.
В течение первых 4 месяцев внутриутробной жизни кора мозга сохраняет свою рудиментарную структуру; в этом периоде миелиновые волокна еще отсутствуют. Внутриутробное развитие нервной системы отличается ранним развитием так называемой сегментарной системы. Эта система представлена центральной нервной системой, начиная от спинного мозга и кончая мезоцефалической частью. К 5 месяцам внутриутробной жизни формируется спинной мозг и оптостриальный аппарат, обладающие уже той формой, в которой они представлены у взрослого.
В этой фазе развития уже имеются лучеобразно расходящиеся миелиновые волокна. В то время как сегментарная система в этой фазе уже организована, нейроны снабжены своими аксональными и дентрическими разветвлениями, а нейрофибриллы, вполне закончены, telleencephalofi еще слабо развит. На 3 — 4-м месяце внутриутробной жизни появляются fissura Sylvii, calcarina и parieto-suboccipitais.
По Фишеру, лишь на 7 — м месяце внутриутробной жизни образуются остальные борозды, но утробный характер строения мозга сохраняется еще около месяца после рождения.
Работы Минковского по изучению нервной деятельности в эмбриональном периоде развития плода показывают, что любой участок внешних покровов плода может служить рефлексогенной зоной для различных двигательных реакций; в наиболее ранние периоды развития отмечается большая склонность рефлексов к радиации и генерализации. По мере развития, рефлексогенные области все более суживаются, устанавливаются все отчетливее законы проведения возбуждения.
По данным А. А. Волохова и Е. Т. Стакалич, в ранний период эмбриогенеза рефлекторные реакции носят характер быстрых и локальных ответов (от 16-го до 18-го дня у кролика и от 21-го до 28 — 30-го дня у морской свинки).
Затем появляется фаза обобщений тонической деятельности: при раздражении любого ограниченного пункта кожи вся мускулатура впадает в состояние длительной тонической судороги. Вслед за указанной фазой, а частично параллельно ей идет формирование специализированных рефлекторных реакций умывательного, чесательного, лизательного, отряхивательного и лабиринтных рефлексов.
Чрезвычайная вариабильность и многообразие зародышевых реакций, наслаивание одних реакций на другие создают большие трудности в изучении рефлекторной деятельности эмбриона.
Перевязка пуповины, создающая аноксию мозга, приводит к быстрому исчезновению локальных рефлексов. Перевязка мозга на уровне межуточного мозга, четверохолмия и продолговатого мозга у 16—17-дневного эмбриона (кролика) не ведет к исчезновению спинальных рефлексов.
Перевязка спинного мозга под продолговатый приводит к исчезновению рефлексов с зон мордочки, но не устраняет рефлексов в зоне передних конечностей (А. А. Волохов).
«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган