Школьный возраст (7 — 15 лет) характеризуется дальнейшим развитием организма ребенка. У детей школьного возраста усиленно развивается мышечная система, увеличивается рост, изменяются пропорции тела, формируются вторичные половые признаки.
Развитие, детей школьного возраста отличается еще большими неравномерностями. В младшем школьном возрасте преобладают количественные изменения (дальнейшее увеличение роста и массы тела, совершенствование структуры органов, тканей, систем).
При этом существенных различий между темпами развития мальчиков и девочек не отмечается. Средние прибавки роста составляют 4 — 5 см, массы тела — 2 кг в год.
В период старшего школьного возраста у девочек начиная с 10 — 12 лет, у мальчиков с 12 — 14 лет начинается период полового созревания, сопровождающийся интенсивным ростом скелета, увеличением массы тела, мышечной силы, объема дыхания. Годовая прибавка роста составляет до 8 — 10 см, массы тела — от 3 до 6 кг. В это время в детском организме происходит перестройка деятельности всех органов и систем, особенно нервной и эндокринной.
Регулятором роста становятся половые гормоны и гормон щитовидной железы. В темпах развития отмечаются большие различия между девочками и мальчиками.
Девочки с 10 лет начинают усиленно расти и обгоняют в росте мальчиков, к 15 — 16 годам темп роста девочек резко сокращается. Мальчики в этом возрасте продолжают интенсивно расти и значительно перегоняют девочек.
Такие-же закономерности отмечены в динамике массы тела. В возрасте 11-14 лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков; в возрасте старше 15 лет наблюдается обратное соотношение.
Помимо сложностей полового созревания весь школьный период предъявляет к детям особенно большие требования, связанные с повышенными умственными и физическими нагрузками (интенсификация учебного процесса, занятия физкультурой и спортом, трудовое обучение и др.).
Все перечисленные выше особенности роста и развития детей в различные возрастные периоды определяют их различную потребность в основных пищевых веществах и энергии.
Пища является единственным источником, с которым ребенок получает все вещества, необходимые для построения его клеток и тканей, и энергию, обеспечивающую двигательную активность и поддержание температуры тела, работу внутренних органов и нервную деятельность ребенка.
Если питание построено неправильно, если пищевые вещества поступают в организм в недостаточном количестве, то может произойти задержка физического и психического развития ребенка, нарушение в структуре и функции его органов. Вот почему правильная организация питания имеет определяющее значение в формировании здорового, гармонически развитого ребенка.
Правильная организация питания предусматривает поступление в организм не только достаточных количеств основных пищевых веществ, но также их правильное соотношение.
Особенно важно снабжение организма необходимым количеством белка.
Потребность в белках у детей относительно больше, чем у взрослого человека, и составляет в различные возрастные периоды следующие количества (в граммах в сутки):
от рождения до 3 мес | при вскармливании грудным молоком | 8-11 |
от 3 до 6 мес | 21 | |
от 6 до 12 мес | – | 34 |
от 1 года до 3 лет | 53 | |
от 3 до 7 лет | 68 | |
от 7 до 11 лет | 79 | |
от 11 до 14 лет: | ||
девочки | 85 | |
мальчики | 9 |
Хотя с возрастом ребенка потребность в белке увеличивается, однако при расчете на кг массы тела обнаруживается постепенное снижение этих величин с 3 — 4 г (в возрасте до 1 года) до 1,5 — 2 г (в возрасте 14 лет) на 1 кг массы тела в сутки.
«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц