Люся М., 11 лет, больна в течение 6 лет. После ушиба появились боль и опухание правого голеностопного сустава на фоне нормальной температуры. Хирурги расценили это как результат травматического повреждения.
Через 3 месяца распух правый коленный сустав. С подозрением на туберкулез суставов в течение 3 лет находилась в отделении костного туберкулеза. Там было проведено специфическое противотуберкулезное лечение, хотя туберкулиновые реакции (до реакции Манту), очаговая туберкулиновая проба и рентгенологическое исследование суставов не подтвердили диагноза туберкулеза. Выписана без видимых изменений в суставах, через 5 месяцев вновь появились воспалительные изменения, на этот раз в обоих коленных суставах.
Девочка вновь осмотрена в туберкулезном стационаре, где лечилась ранее, туберкулез отвергнут, и больная направлена в Институт педиатрии АМН СССР для выяснения диагноза.
Длительное волнообразное течение заболевания с вовлечением нескольких суставов, отрицательные туберкулиновые пробы и характерные рентгенологические данные позволили диагностировать ревматоидный артрит. По данным катамнеза, к концу 1966 г. процесс еще остается активным, но под влиянием непрерывной терапии салицилатами, хлорохином и неоднократного пребывания на курорте наметилась тенденция к его стабилизации.
Суставную форму ревматоидного артрита с подострым течением следует также дифференцировать с такими заболеваниями, как остеохондропатии (болезнь Лагга — Кальве — Пертеса, болезнь Келера I и II, болезнь Осгуда — Шлаттера и др.), гемофилическим артрозом, травматическим синовитом, болезнью Кашина — Бека и др. Только тщательный индивидуальный подход к анализу симптоматики и дополнительных методов исследования в каждом конкретном случае с привлечением критериев диагностики может помочь в правильном и своевременном распознавании заболевания.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева