При суставно-висцеральной форме, например, помимо ревматизма, ошибочно распознавались такие заболевания, как сепсис, лейкоз, различные инфекционные экзантемы и др. В то же время у больных с подострым вариантом течения суставной формы, кроме туберкулеза, диагностировались травматический синовит, растяжение связок и пр.
Следовательно, трудности в распознавании ревматоидного артрита можно объяснить не только отсутствием специфических, патогномоничных симптомов, но и наличием большого числа клинических вариантов заболевания и их сходством с поражением суставов другой этиологии.
Диагноз ревматоидного артрита в период развернутой клиники не представляет трудностей.
В начальной же фазе, как упоминалось, ввиду отсутствия специфических признаков и лабораторных методов распознавание заболевания представляется весьма сложным. По сравнению со взрослыми диагностические возможности при детском ревматоидном артрите еще более ограничены.
В частности, у детей не имеет большой диагностической ценности определение ревматоидного фактора в крови. У них не может быть использовано в качестве дифференциально-диагностического признака исследование стрептококковых антител в сыворотке крови, что у взрослых имеет определенное значение в отграничении от ревматизма.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева