У некоторых животных спонтанное дыхание вообще не появлялось. Во многих случаях только болевое раздражение вызывало дыхательные движения. Часть из них погибала через 30 — 40 мин после «рождения».
Новорожденные, перенесшие асфиксию на 20-й день, у которых устанавливалось ритмичное дыхание, оставались цианотичными или бледными. Крысята плохо подползали к самке, часто не сосали.
В ряде случаев это состояние не имело тенденции к нормализации, и самка таких крысят обычно съедала. Выжившие животные, как правило, позднее не имели существенных отличий в общесоматическом развитии от контрольных крыс. По своей массе легкие животных, перенесших гипоксию, незначительно отличались от таковых контрольных крыс. Лишь в отдельных случаях она была снижена.
Срезы через легкие новорожденных крыс
Срезы через легкие новорожденных крыс:
а — контроль;
б — асфиксия на 17-й день внутриутробного развития. Окраска гематоксилин-эозином. Х15.
Срезы через легкие новорожденных крыс
Срезы через легкие новорожденных крыс:
а — контроль.
6 — асфиксия на 18-й день внутриутробного развития. Видны обширные эмфизематозные участки. Окраска гематоксилин-эозином. Х15.
Легкие контрольных плодов были равномерно растянуты и в целом не имели признаков ателектаза. Структурные изменения в легочной ткани плодов и новорожденных через сутки и более после асфиксии во многом зависели от срока развития, на котором плод подвергался действию этого фактора.
Если операция по пережатию пуповины производилась на 17 — 18-м дне внутриутробного развития, то в большинстве случаев через сутки после асфиксии степень растяжения воздухоносных путей соответствовала норме.
У части крыс (3 из 14) альвеолярные ходы и альвеолы были резко растянуты, что позволяло говорить об эмфизематозном состоянии. Во многих случаях в легочной ткани имели место небольшие кровоизлияния.
«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин