При тяжелой асфиксии интенсивность гликолитического пути расщепления глюкозы в эритроцитах новорожденных детей может угнетаться, о чем свидетельствует снижение наряду с другими никотинамидными коферментами величины НАДН у детей с тяжелыми последствиями перенесенной асфиксии.
Снижение содержания НАДФ и НАДФН у новорожденных, родившихся в асфиксии, свидетельствует о том, что в момент острого дефицита кислорода происходит торможение процесса окисления глюкозы по гексозо-монофосфатному пути в сторону образования пентоз.
Однако увеличение отношения НАДФ/НАДФН в последующие сутки жизни у новорожденных, перенесших хроническую и в меньшей степени острую гипоксию, активирует фермент глюкозо-6-фосфатдегидрогеназу, позволяя глюкозо-6-фосфату метаболизироваться через гексозо-монофосфатный шунт.
У новорожденных детей без признаков асфиксии концентрация сывороточного гипоксантина увеличивается в течение первых 10 — 30 мин жизни и затем возвращается к низким уровням (10 мкмоль/л).
У новорожденных с асфиксией это повышение в постнатальном периоде обычно бывает более значительным. Но во многих случаях наблюдаются нормальные величины. Нормальные уровни гипоксантина при гипоксии можно объяснить отсутствием высвобождения гипоксантина в циркулирующую кровь или его быстрым клиренсом.
Поскольку различные ткани и органы по-разному ведут себя в отношении потребления или высвобождения гипоксантина при нормоксических или гипоксических условиях, смешанная артериальная кровь не отражает достоверно деталей всей картины.
Мы изучали концентрацию гипоксантина и лактата в артериальной крови новорожденных, подвергавшихся интенсивной терапии.
В том случае, когда клиническое состояние гипоксии у новорожденных в момент взятия крови оценивалось как среднетяжелое или тяжелое (на основании данных о кислотно-щелочном состоянии), наблюдалась слабая корреляционная связь между повышенным уровнем гипоксантина и лактата и степенью тяжести гипоксии.
Такое отсутствие корреляции можно было объяснить либо неудовлетворительной системой оценки тяжести гипоксии, либо влиянием терапии, либо просто непригодностью гипоксантина и лактата в качестве биохимических параметров гипоксии.
«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин