При «юношеском» сердце такие признаки, как гипертрофия левого желудочка, систолический шум, физиологическое усиление второго тона на легочной артерии в сочетании с симптомами вегетативной дисфункции, сопровождающейся рядом субъективных расстройств, могут ошибочно трактоваться как проявление ревматической инфекции.
В свою очередь по этой же причине латентные формы ревматизма могут не получить должной диагностической оценки, а сходная стертая клиническая симптоматика быть расценена как возрастные физиологические сдвиги.
При диагностике таких состояний большое значение имеет характер динамики сердечных изменений. Говоря о возрастных отклонениях со стороны сердечно-сосудистой системы, следует помнить, что у подростков нередко встречаются нейрогенные аритмии, не связанные с ревматическим поражением сердца, а являющиеся следствием возрастных особенностей вегетативной кардиальной иннервации (Л. Т. Антонова, 1960).
Наличие выраженной синусовой аритмии, экстрасистолии, атриовентрикулярного ритма, удлинение атриовентрикулярной проводимости могут навести на мысль о ревмокардите или последствиях его. Критерием для дифференциальной диагностики нейрогенных нарушений ритма от аритмии, связанной с ревматическим поражением сердца, должен служить комплекс клинических симптомов.
Большое значение имеет динамика физикальных данных со стороны сердца, стойкость нарушения ритма и характер реакции сердечного ритма на нагрузочные и вегетативные пробы. Полиартритическая форма ревматизма среди детей и подростков наблюдается значительно реже, чем у взрослых.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская