Процессы инфекции и иммунитета у детей, преимущественно в раннем возрасте, имеют значительные особенности. Повседневные клинические наблюдения и многочисленные эксперименты на животных показывают, что реакция развивающегося организма на различные раздражения и инфекционные агенты находится в прямой зависимости от степени его зрелости.
Реакции эмбриона, новорожденного, молодого организма на разных стадиях постнатального развития и, наконец, зрелого организма количественно и качественно отличны.
Экспериментальные наблюдения Н. Н. Сиротинина (1950), его сотрудников и других исследователей показали, что животные, находящиеся в периоде новорожденности или младенчества, проявляют выраженную резистентность в отношении некоторых ядов и бактериальных токсинов, неспособность к воспроизведению аллергических реакций.
У новорожденных мышей не возникает никаких патологических проявлений на введение столбнячного токсина в дозе, смертельной для взрослых особей. Лишь при увеличении этой дозы в несколько раз они погибают, не давая, однако, специфических симптомов столбнячной интоксикации.
По мере развития и созревания животного, прогрессирующей дифференцировки его нервной системы, а также всех других систем и органов формируется и совершенствуется способность отвечать специфическими реакциями на различные патогенные агенты.
Эта закономерность, проявляющая себя в онтогенезе, соответствует прогрессивному развитию реактивности организма в филогенезе.
«Детские инфекционные болезни»,
С.Д. Носов