Физиологическое обоснование назначения молочного режима дал И. П. Павлов (1949). Он указывал, что плата со стороны организма (в виде работы пищеварительного канала) за азот молока гораздо ниже сравнительно с другой пищей.
В. Ф. Зеленин, Л. Ф. Лимчер, М. И. Певзнер и др. несколько изменили молочный режим Карреля и назначали молоко до 1 л, со 2й недели лечения они разрешали твердую пищу (яйцо, хлеб, сахар), а с 3-й недели уменьшали количество молока до 500—600 мл и добавляли протертые овощи, мясо, картофель.
Вариантом молочного режима является диета, предложенная А. И. Яроцким (1924). Эта диета содержит большое количество творога (400—800 г), сахара (200 г) и сметаны (100 г).
Н. С. Шницер (1933) при сердечнососудистой недостаточности назначал больным творог в сочетании с картофелем, а П. Н. Степанов (1937) — творог с яблоками.
Сердечнососудистая недостаточность, наблюдаемая у детей, как уже указывали, часто возникает в детском возрасте в течение ревматического процесса. Поэтому при назначении диеты больному ребенку следует учитывать не только степень недостаточности кровообращения, но и период болезни.
В. В. Броннер и Б. Г. Лейтес (1952) у детей школьного возраста при сердечнососудистой недостаточности II и III степени в целях разгрузки больного назначали ряд диет: диету, богатую солями калия, молочную и творожную.
Калиевая диета применялась у детей на фоне лекарственной терапии. В этой диете соотношение солей калия и натрия было как 11 : 1—8 : 1. Количество белка и жира в первые дни было ограничено до 0,5—0,6 г/кг веса ребенка. В последующие дни это количество несколько увеличивали.
«Питание здорового и больного ребенка»,
В.В.Броннер