Кроме белков, жиров и углеводов, рацион детей всех возрастов должен быть обеспечен и минеральными веществами. Некоторые из них достаточно хорошо изучены (натрий, калий, кальций, фосфор, магний и др.), определено содержание их в пищевых продуктах и установлена потребность детей различного возраста.
Другие минеральные вещества, особенно микроэлементы, присутствующие в органах и тканях в ничтожно малых количествах, но имеющие большое значение для жизнедеятельности организма, изучены еще недостаточно и не определены нормы их потребления для детей различного возраста.
Фосфор
Фосфор, так же как и кальций, попадает в организм с пищей. Наибольшее количество фосфора содержится в продуктах животного происхождения: в некоторых сортах рыб, молоке и молочных продуктах, мясе, желтке куриного яйца и др. Фосфор находится в муке, хлебе, крупе, фасоли в форме фитина, который усваивается плохо. Большое влияние на усвояемость фосфора оказывает соотношение его с другими минеральными веществами, особенно с кальцием.
О. П. Молчанова (1941) указывает на следующие наиболее благоприятные отношения кальция к фосфору для детей различного возраста: для детей от 1 года до 3 лет — 1 : 1, от 8 до 10 лет — 1 : 1,1 — 1,5, для детей старше 10 лет — 1 : 1,7 — 2, т. е. отношение, приближающееся к таковому у взрослых. Г. Н. Сперанский с соавторами считает (1959), что потребность ребенка в фосфоре в 11/2 раза выше, чем взрослого (при пересчете на 1 кг веса).
Ряд авторов (Г. Шерман, Chi Che Wang и др.) находят, что детям в возрасте от 3 до 15 лет необходимо 1,2 — 1,7 г фосфора, однако, по данным Е. А. Лебедевой (1959), при получении детьми дошкольного возраста 1,2 — 1,6 г фосфора задержка его в организме не всегда была удовлетворительной. Другие авторы (В. Л. Поройкова, 1937; Е. Т. Минкер-Богданова, 1956) показали, что высокая усвояемость фосфора у детей 13 — 17 лет наблюдается только при получении 2 — 2,5 г фосфора в сутки. Таким образом, по данным приведенных выше авторов, дети всех возрастов должны получать в среднем 2 г фосфора в сутки.
«Питание здорового и больного ребенка»,
В.Ф.Ведрашко, Э.И.Аршавская