Юношеский возраст (от 17 до 21 года), сохраняя многие качества подросткового, вместе с тем радикально отличается, а психическое развитие юноши включает многие новые качества. В этой связи представляется совершенно неоправданным недифференцированный подход некоторых исследователей и попытки относить к числу подростков всех лиц в возрасте от 12 до 18—20 лет. Отрочество также должно подразделяться на ряд качественно особенных периодов развития психики.
Обращает на себя внимание тот факт, что уже в настоящий период жизни нашего государства далеко не у каждого подростка можно обнаружить все те качества психики, которые были показаны выше. В большинстве случаев эти качества проявляются в стертой форме, а развитие подростка происходит гармонично.
И в этом величайшее значение социалистического строя нашего общества. Такая тенденция в изменениях формирования психики подростка убедительно свидетельствует о реальности задачи воспитания гармонической личности коммунистического завтра.
Следует еще раз подчеркнуть, что не традиционное критиканство поведения подростков и юношей, а посильное всестороннее исследование особенностей психического развития их, дальнейшее развертывание мероприятий, направленных на охрану физического и психического здоровья подрастающего поколения, всестороннее воспитание детей гармоничными, предоставление им разумной инициативы в жизни должны быть типичными для советских воспитателей, педагогов, врачей и всех граждан, желающих дальнейшего расцвета нашему юношеству.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская